Описание
Я на всех обижусь. В Африку уеду.
Конь мой деревянный увезет меня.
Будут апельсины в Африке к обеду,
Мы с конем не будем ни о ком скучать...
Витезслав Незвал, "Золотая пора"
Этот стишок, любимый Виктором Васильевичем, теперь, после его ухода, осознается почитателями его Дара почти как лейтмотив его судьбы, как предчувствие и предупреждение для тех, кто останется..
Виктор Васильевич Гвоздицкий родился 30 сентября 1952 года в городе Кропоткин Краснодарского края в семье машиниста и учительницы математики. По окончании школы в 1967 поступил в Ярославское театральное училище (ныне Ярославский театральный институт) на курс Ф.Е. Шишигина. Педагогами по актерскому мастерству были Л.Я. Макарова и В.И. Цветков, по сценической речи Е.М. Лебедева.
В августе 1971 был принят в труппу Рижского театра юного зрителя, работал с режиссерами А.Я. Шапиро и Н.М. Шейко. Сценический дебют состоялся в роли Суфлера в спектакле «Зеленая птичка». За два года работы в театре сыграл 10 ролей, среди них Миркин («Молодость театра»), Студент («Валентин и Валентина»), Арам («Дождь лил, как из ведра»), Карлсон («Новые похождения Карлсона»), Ванечка, Мойдодыр, Трубочист в «Чукоккале», Смуров («Брат Алеша»).
В 1974 главный режиссер ленинградского Театра комедии В.С.Голиков пригласил Гвоздицкого в труппу театра. Дебют актера на ленинградской сцене состоялся в роли Персине («Романтики»). Индивидуальность актера привлекала режиссеров разных поколений и направлений. Гвоздицкий играл в спектаклях П.Н.Фоменко «Родственники», «Муза», «В этом милом старом доме», «Мизантроп», «Лес»; в спектаклях Голикова «Одна ночь», «Ремонт»; в спектаклях Р.Г.Виктюка «Незнакомец» и «Льстец» ; играл в постановках В.Раевского, Ю.Е.Аксенова и др.
Особое место в творчестве актера в этот период занимает роль Тени в знаменитом спектакле Н.П.Акимова (1984, возобновлен Аксеновым). Виртуозное исполнение этой роли открывало смелый и очень современный смысл пьесы. Актер проводил роль на тонкой грани поэтического обобщения и психологической конкретности. Перед зрителем представал зловещий денди, словно темный силуэт с акимовского плаката. Последняя роль в Театре комедии — Питу в драме «Крик лангусты» о последних неделях жизни Сары Бернар. Партнершей Гвоздицкого была Е.В.Юнгер.
В те же годы, в начале 1980-х годов, Гвоздицкого приглашал Г.А.Товстоногов. Актер сыграл Помета в Большом драматическом театре в спектакле «Дундо Марое», Имруша в «Телевизионных помехах», Доктора в постановке «Роза и крест», Ефимовича в «Кроткой». Г.Н.Яновская пригласила Гвоздицкого на роль Тома в пьесе «Стеклянный зверинец». Ярким событием стало исполнение артистом роли Пушкина в моноспектакле «Пушкин и Натали», поставленном К.М.Гинкасом.
С 1985 года Гвоздицкий работает в Москве в Театре миниатюр, играет в спектаклях М.З.Левитина «Соломенная шляпка», «Нищий, или Смерть Занда», «Скверный анекдот», «Вечер в сумасшедшем доме», «Женитьба Н.В.Гоголя», «Сонечка и Казанова». Гинкас приглашает Гвоздицкого для участия в спектаклях «Записки из подполья» и «Играем «Преступление». В Московском драматическом театре им.А.С.Пушкина Гвоздицкий сыграл Эрика («Эрик IV») и Хлестакова («Ревизор») в спектаклях, поставленных Ю.И.Ереминым.
С Гвоздицким на российской сцене возрождается похороненная в 1930-х годах эксцентрическая традиция. Желая влить новую кровь в мхатовскую психологическую школу, О.Н.Ефремов в 1995 приглашает Гвоздицкого в МХАТ им.А.П.Чехова. Его роли в Художественном театре: Арбенин («Маскарад»), Тузенбах («Три сестры»), Подколесин («Женитьба»), Основа («Сон в летнюю ночь»), Передонов («Учитель словесности»). В Центре имени Вс. Мейерхольда Виктор Гвоздицкий играл Арто в спектакле В.Фокина «Арто и его Двойник».
Актер сугубо театральный, Гвоздицкий успешно сыграл главные роли в фильмах «Закат», «Летние люди», «Москва», «Игра в шиндай» и в телеспектакле «Медная бабушка».