Описание
Фюнес,Луи де (Funes,Loui de) (1914-1983),французский киноактер-комик.Полное имя - Луи Жермен де Фюнес де Галарза.
Родился 31 июля 1914 года в Курбеувайе (деп.Верхняя Сена).В кино пришел в 30-летнем возрасте,перепробовав множество профессий - бухгалтера,художника-оформителя,тапера,мойщика витрин и т.д..Актерское образование получил на драматических курсах Р.Симона,выступал в кабаре,мюзик-холле,на радио.
Широкая известность к Фюнесу после роли мисье Каломеля,соседа главных героев,в комедии Ж.-П.Ле Шануа "Папа,мама,служанка и я" (Papa,maman,la bonne et moi,1954).Когда месье Каломель появился в продолжении этого фильма (Папа,мама,моя жена и я - Papa,maman,ma femme et moi, 1956),на счету Фюнеса было уже не менее десятка других комических ролей,снискавших популярность во Франции и за ее пределами.Обладая чрезвычайно подвижной мимикой и холерическим темпераментом,Фюнес легко превращал своих персонажей в живую карикатуру,гротескное воплощение слабостей и пороков,будь то лень (Семь смертных грехов - Les sept peches, 1952) или воровство (Не пойман - не вор - Ni vu - ni konnu, 1958).В лице Фернанделя,Тото,Бурвиля,М.Симона он имел маститых,прославленных соперников,однако,работая с ними в одном жанре,(а иногда и в одном фильме:Через Париж - La traversee de Paris, 1956;-c Бурвилем;Дъявол и десять заповедей - Le diable et les dix commandements, 1962;с Фернанделем и Симоном,Тото в Мадриде - Toto du Madrid 1959 - с Тото),Фюнес не оставался в тени.Утверждению харизмы Фюнеса способствовало и то,что к началу 1960-х годов в мировом кино возникает повышенный интерес к эксцентричной комедии с элементами буффонады,пародии и абсурдистского юмора - родной стихии французского актера.
В середине 1960-х годов родилась лучшая комическая маска Фюнеса - комиссар Жюв,импульсивный,идиотически-бестолковый недомерок,изображающий из себя гения сыска и предводителя борьбы с инфернальным злом.В трех фильмах о Фантомасе (Фантомас - Fantomas 1964;Фантомас разбушевался - Fantomas de sechaone, 1965;Фантома против Скотленд-Ярда - Fantomas contre Scotland Yard, 1966),пародийном римейке старого приключенческого киносериала 1913-1914 годов,Фюнес решительно затмил своими шутовскими эскападами и благородного журналиста Фандора и самого Фантомаса.
Примечательно,что при всех своих отрицательно-карикатурных чертах герой Фюнеса вызывал наибольшую симпатию зрителя.
В то время,как кассовый и художественный потенциал сюжетов о Фантомасе был исчерпан уже во втором фильме,творческий взлет Фюнеса нашел продолжение в целом ряде других комедий.Национальными чемпиона кассовых сборов стали: Разиня (Le corniaud, 1964) и Большая прогулка (La grande vadrouille, 1966),где он сыграл в дуэте с Бурвилем.Еще одной популярной его маской стал жандарм Людовик Крюшо (Жандарм из Сен-Тропез - Le gendarme de St. Tropeze, 1964;Жандарм в Нью-Йорке - Le gendarme de New York, 1966;Жандарм женится - Le gendarme se marie, 1968),профессиональным амплуа и идиотическим самомнением близкий комиссару Жюву,но с более заземлеными чертами провинциала-обывателя.В экранизации пьесы К.Манье Оскар (Osсar, 1967),где Фюнес не только сыграл главную роль,но и стал автором сценария,ощущалась весьма распространенная в то время стилистика комедии абсурда.
В 1968 году Луи де Фюнес был признан лучшим актером Франции.По размеру гонораров (2,5 млн франков за фильм) он превосходил всех своих коллег.Однако именно с этого времени в его карьере наметились первые признаки спада.В Замороженном (Hibernatus, 1969), Человеке-Оркестре (L'Omme orchestre, 1970), Приключениях раввина Якова (Les aventoures de Rabbi Jacob, 1973) артист все с меньшим успехом эксплуатировал свою излюбленную маску эксцентричного и самовлюбленного простофили.Кроме того,со смертью Бурвиля (1970) он потерял своего лучшего партнера.Попытки найти равноценную замену в том числе,в лице собственного сына Оливье (Большие каникулы - Les grandes vacances, 1966,1967, Замороженный, На древо взгромоздясь - Sur un arbre perche, 1970) не