Описание
История музыкальных компакт-дисков началась не так давно* , в этой области также имеются свои коллекционеры и любители редкостей. Появились они, по-видимому, вместе с первыми дисками, но по-настоящему встать "филосидированию"** на ноги помог, как ни странно, российский экономический кризис 1998-го года. Тогда издающие фирмы в панике избавлялись от имеющихся запасов дисков, торговцы за бесценок распродавали свои склады и уходили из бизнеса. В результате многие диски попали в случайные руки и навсегда исчезли из коллекционного оборота. Ценность сохранившихся экземпляров автоматически повысилась.
В свою очередь, российские заводы-производители CD в борьбе за выживание стали снижать цены на производство. Допечатывать диски на зарубежных заводах стало невыгодно. Из-за отсутствия заказов навсегда закрылись российские представительства немецких, австрийских и шведских заводов. Это также прибавило ценности многим дискам из докризисных тиражей.
Впоследствии процесс перехода некоторых дисков в раритеты продолжился и продолжается до сих пор. Причин этого несколько. Главная из них заключается в том, что фирменные диски так и не стали массовым товаром. Тот же кризис 1998-го года ускорил становление индустрии лицензионных дисков - эрзац-продукта, призванного сделать CD доступными для широкой непритязательной аудитории, и в итоге сильно потеснившего диски фирменные (в статье о фирменных дисках я коротко рассказал об истории появления лицензионных дисков и об их характеристиках). В результате и сейчас фирменные диски продолжают, как правило, выпускаться ограниченными тиражами (обычно 1-3 тысячи). Иногда лимитированность тиража оговорена в условиях договора с исполнителем, иногда издатели сами не видят смысла делать допечатку, и первый тираж становится последним.
Дальше начинают действовать механизмы, общие для всех видов коллекционирования. Если после завершения продажи тиража спрос не исчерпывается, есть все основания ожидать появления нового раритета. Из-за непонимания рядовыми пользователями ценности приобретённых дисков, часть тиража банально погибает, и в итоге экземпляры в приличном состоянии остаются только в коллекциях. Число коллекционеров, готовых расстаться с диском, всегда меньше количества желающих приобрести его. Эта разность формирует коллекционную стоимость CD. Дополнительный импульс процессу может придать культовость исполнителя, уникальность записи и т.д. Со временем цена на раритеты, как правило, повышается (рыночная стоимость отдельных экземпляров достигает сейчас сотен долларов).
А дальше - всё как в любом коллекционировании: обменные фонды, знаменитые коллекции и коллекционеры, легенды, охота за редкостями, диски-фантомы (которые вроде должны быть, но их никто не видел и наоборот), диски-подделки (не путать с пиратскими) и т.д.